Швы деформационные в бетоне: Деформационные швы в бетонных полах: виды, устройство, технология

Разное

Содержание

Деформационный шов в железобетонных конструкциях

Деформационный шов в железобетонных конструкциях выполняется с целью снятия давления на элементы в зонах, где материал может деформироваться под воздействием различных негативных факторов.

Чаще всего изначальное состояние железобетона нарушается по причине сильных температурных скачков, при наличии очаговой усадки грунта, в местах с высокой сейсмической активностью, в других ситуациях, когда наблюдаются небезопасные нагрузки, существенно уменьшающие несущие функции монолита.

как делать деформационные швы

как делать деформационные швы

Что такое деформационный шов

Деформационные швы – это предусмотренное проектом деление конструкции здания на фрагменты в горизонтальной (вертикальной) плоскости, благодаря которому удается компенсировать напряжение в определенных зонах несущего каркаса. Если это напряжение не устранить, то могут существенно измениться геометрические размеры, положение, свойства железобетона.

Благодаря швам удается придать зданиям проектную величину упругой подвижности. Деформационные швы бывают разных видов в соответствии с типом напряжения, которое призваны компенсировать: сейсмические, осадочные, конструкционные, усадочные швы, температурные.

Когда выполняется деформационный шов, конструкция делится на отдельные блоки, придавая монолиту упругость и способность выдерживать серьезные нагрузки без деформации. Стыки герметизируются специальным изолирующим материалом, который должен быть гибким и стойким к разным воздействиям.

какими бывают деформационные швы

какими бывают деформационные швы

Визуально деформационный шов в монолитном железобетоне представляет собой разрезы в поверхности, делящие конструкцию на блоки определенной величины. У каждого шва есть задача, которую он призван выполнить. Усадочный шов делают в железобетонных стяжках для предупреждения образования трещин на поверхности при постепенном затвердевании и наборе прочности бетоном.

В таком случае швы делают прямолинейными, не допуская даже минимальных закруглений и поворотов. Расстояние между ними напрямую зависит от глубины, ширины стяжки, типа площадки (закрытая/открытая).

Из-за особенностей расположения и параметров конструкции в зданиях могут применяться комбинации разных видов швов, которые одновременно защищают сразу от нескольких причин возможной деформации. Особенно актуален такой подход при строительстве высоких протяженных зданий, с большим числом разных элементов и конструкций.

схема выполнения деформационных швов в доме из арболита

схема выполнения деформационных швов в доме из арболита Виды деформационных швов в железобетонной конструкции:

  1. Температурно-деформационные – защищают от воздействия скачков температуры и часто нужны даже там, где отмечен умеренный климат. Низкие температуры зимой и высокие летом приводят к появлению трещин разных глубины и размеров, которые деформируют фундамент и коробку. Температурные швы выполняются на расстоянии, определяемом, исходя из материала и особенностей конструкции, температур. Обычно швы выполняют лишь на стенах.
  2. Усадочные – выполняются реже, чаще всего при создании бетонного монолитного каркаса. В процессе затвердевания и набора прочности бетон может покрываться трещинами, увеличивающимися до полостей. Когда в фундаменте становится много трещин, конструкция может рухнуть. Шов делают до момента затвердевания основания, он разрастается на протяжении всего времени превращения бетона в монолит, позволяя ему усаживаться и не покрываться трещинами.
  3. Сейсмические деформационные швы выполняются там, где есть риск землетрясений, оползней, цунами, извержений вулканов. Швы защищают дом от разрушений при толчках из-под земли. Швы всегда создаются по индивидуальному проекту, создавая внутри конструкции отдельные сосуды без сообщения, поделенные по периметру деформационными швами. Довольно часто выглядит схема как куб с одинаковыми гранями. Грани уплотняют двойной кирпичной кладкой и в момент толчков они должны удержать конструкцию.
  4. Осадочный – чаще всего применяется в зданиях с разным числом этажей (одно крыло здания с двумя этажами, другое – с тремя, к примеру). Получается, что части постройки оказывают разное давление на грунт и он проседает неравномерно, давя на основание и стены, провоцируя появление трещин. Осадочный деформационный шов укрепляет конструкцию, защищает от деформации. Выполняется вертикально, от основания до крыши. Фиксирует разные части здания. Швы обязательно заполняются герметиком.

какие бывают деформационные швы

какие бывают деформационные швы Когда осадочный шов нужен обязательно:

  • Размещение частей конструкции на грунте с разными свойствами
  • При выполнении пристроек к уже существующему зданию
  • Если отдельные части строения имеют разницу по высоте больше 10 метров
  • Все случаи, в которых можно ожидать неравномерной просадки фундамента

Наибольшие расстояния между деформационными швами в ЖБ конструкциях

Расчет на температурные показатели и усадку не осуществляется для конструкций стандартного типа с трещиностойкостью третьей категории с напряженными/ненапряженными изделиями, но при условии, что расстояние между швами меньше нормативных пределов. Деформационные швы могут быть горизонтальными и вертикальными.

Оптимальные расстояния между швами (без расчета):

  • Для каркасных конструкций из дерева и металла – 40 метров для наружных построек, 60 метров для отапливаемых
  • Сборные сплошные конструкции – 30 метров для неотапливаемых зданий и 50 метров для отапливаемых
  • Монолитные каркасные конструкции из тяжелых марок бетона – 30 и 50 метров соответственно
  • Каркасные монолитные конструкции из легкого бетона – 25 и 40 метров соответственно
  • Монолитные здания из твердых составов – 25 метров для неотапливаемых помещений и 40 для отапливаемых
  • Ячеистый бетон – 20 и 30 метров соответственно

таблица со значениями деформационных швов

таблица со значениями деформационных швов

Если возводится одноэтажное здание из армированного каркасного бетона, расстояние между швами можно увеличивать в среднем на 20% относительно значений в таблице. Табличные данные можно применять, когда создаются вертикальные связи в средине отделенного блока в каркасных зданиях. Такие связи размещаются по краям блока и при воздействии деформаций приближают работу каркаса к цельному сооружению аналогичного типа.

правила выполнения деформационных швов

правила выполнения деформационных швов Особенности выполнения деформационных швов:

  • Выполняются во всех зданиях с трещиностойкостью первой и второй категорий.
  • Проходят по всей высоте на здании, благодаря чему деформация на отдельных зонах конструкции проходит свободно. Швы могут проходит от вершины основания до начала крыши, деля стены и все перекрытия.
  • Ширина стандартного шва равна 2-3 сантиметрам, шов заполняется пропитанной толем либо смолой паклей, несколькими слоями рубероида, герметиком.
  • Монтаж парных балок на 2 колоннах гарантирует правильный температурный шов в сборных и монолитных конструкциях. В каркасных зданиях он комфортен при появления серьезных и динамических нагрузок на перекрытия.
  • Осадочный шов нужен при нахождении здания на разной высоте или грунте.

гидроизоляция деформационного шва

гидроизоляция деформационного шва

  • Температурно-усадочный шов нужен при соединении новой пристройки к старой конструкции.
  • Раздвижение пар колонн с выполнением опоры на отдельные основания, а также монтаж встречных балочных консолей дают возможность сделать качественный деформационный шов. Также часто между отдельными частями здания делают вкладной пролет из плит и балок.
  • В монолитных зданиях усадочный шов формируют так: от одной части сооружения конец балки опирается на консоль свободно, она является продолжением перекладины другой части конструкции. Элементы, которые соприкасаются, соединяются аккуратно, чтобы избежать трения, разрушающего консоли.

Как выполняются

Термический и усадочный (а также сейсмический и осадочный) типы швов могут совмещаться в конструкции – получается усадочно-температурный (и сейсмически-осадочный) шов. Первый проходит по ширине и длине здания от верхней части фундамента до кровли, второй же предполагает полное деление конструкции на независимые один от другого блоки.

В таком случае железобетонный короб делится на вертикальные швы шириной 2-3 сантиметра, заполненные гидрофобным упругим герметиком. Правильное размыкание может обеспечить монтаж в смежных областях соседних частей парных балок и колонн.

создание деформационных швов в железобетонных конструкциях

создание деформационных швов в железобетонных конструкциях

В постройках разной высоты и на разных грунтах даже при условии объединения вкладным пролетом делают осадочные швы. Температурное расширение в отмостке из армированного бетона компенсируют делением на двухметровые квадраты посредством монтажа в опалубке пропитанных битумом брусков из дерева. Примыкание опалубки к стенам должно быть подвижным и герметичным.

Бетонные полы деформируются, если их площадь превышает 30 квадратных метров, провоцируя распространение трещин. Поверхность стяжки режут на глубину четверти-половины высоты, чтобы материал разорвался под швами. Площадки стяжки могут быть размером до 6 метров и не только квадратными, но и с соотношением сторон 1:1.5. Стыки разных материалов, залитых в разное время стяжек выполняют демпферами.

устройство деформационного шва

устройство деформационного шва

Изоляционные швы отделяют стяжку от стен на всю высоту по периметру здания, их заполняют упругими материалами. Также изолируются от стяжки пола колонны, лестничные марши. Плиты перекрытий монолитного типа отделяются разрезами от несущего каркаса конструкции, оптимальная ширина высчитывается индивидуально.

Межэтажные перекрытия заливаются фрагментами определенного размера. Все пустоты заполняют герметиком, заделывают. Делятся по всей высоте на отдельные блоки и ленточные основания, что компенсирует напряжения и нагрузки.

как выполнить деформационный шов

как выполнить деформационный шов

Шаг разрезания фундамента: 30 метров на слабо- и 15 метров на пучинистых грунтах. Швы заполняют долговечными герметиками. Вертикальными конструкциями наружных/внутренних стен создаются горизонтальные сечения, делящие здание на отсеки. Высота отсека для внутренней стены – 30 метров, для фасадной – 20.

В такие размыкания каркаса монтируют завернутый дважды в толь шпунт, он забивается паклей, потом герметизируется глиной. Ширина шва может составлять от 3 миллиметров до 100 сантиметров.

Правила выполнения деформационных швов по стяжке:

  • Разрезы должны идти по осям колонн, стыковаться с углами швов, проходящих по периметру колонн.
  • Карты пола должны быть квадратной формы либо со сторонами 1:1.5, прямыми, без ответвлений. Чем меньше величина карты, тем меньше риск хаотичной деформации монолита.

правильная герметизация деформационного шва

правильная герметизация деформационного шва

  • В проездах/проходах швы делают на расстоянии, идентичном ширине стяжки (в случае, когда проход больше 3.6 метров, в центре можно сделать продольный шов).
  • Расстояние между швами на открытых площадках – максимум 3 метра по всем направлениям.
  • Деформационные швы выполняются с использованием формующих реек, в противном случае разрезы создают после завершающей обработки бетона.
  • Стандартные швы по стяжке нарезают блоками 6х6 метров в треть толщины слоя бетона.
  • Место расположения и число швов устанавливают, исходя из усадки бетона, коэффициента температурного расширения, вероятных деформаций мест сопряжения стен и пола, фундамента и колонн, и т.д.
  • Все швы обязательно герметизируются, исходя из условий эксплуатации и требований.
  • Могут использоваться специальные рельс-рейки, укладывающиеся в каркас на этапе заливки.

Железобетонные конструкции в процессе эксплуатации могут быть подвержены различным нагрузкам и воздействиям, компенсировать которые удается за счет выполнения деформационных швов.

Как сделать деформационные швы в бетонном покрытии – простая технология времён СССР

Тема нашей настоящей статьи: Как сделать деформационные швы в бетонном покрытии – описываем простую технологию времён СССР

Многие владельцы частных домов бетонируют площадки перед домом, проезды от автодороги к своему гаражу и полы внутри гаража. Бетон – материал распространённый, его приготовление и укладка значительно проще и дешевле, чем устройство асфальтового покрытия, требующее наличия определённых навыков и техники.

Но спустя год-два вроде бы идеальная, качественно забетонированная площадка вдруг начинает деформироваться, частично проседать – в основном в месте постоянного проезда автомашины – затем появляются сквозные трещины, сколы, отваливаются углы площадки большими кусками…

  Попытка замазать раствором не помогает, трещины продолжают появляться и с каждым днём становятся всё шире; в результате вместо ровной поверхности перед гаражом огорчённый домо-и-автовладелец ежедневно вынужден лицезреть растрескавшиеся, как лёд по весне, покрытие с шевелящимися при нагрузке на них кусками бетона, с каждым днём всё больше приходящее в негодность.

Как предотвратить разрушение бетонных проездов и площадок, не используя дорогостоящую арматурную сетку при бетонировании?

Для этого нужно всего лишь… позволить бетону трескаться! Но – только там, где запланирует хозяин. Технология устройства деформационного шва очень проста, даже примитивна, применялась в 80-х годах прошлого века при строительстве бетонных автодорог и днищ иловых полей очистных сооружений. Для выполнения деформационного шва при бетонировании покрытия кроме бетона понадобятся:


1. Обрезные доски толщиной 40-50 мм (для временного использования).

2. Пеньковый пропитанный канат диаметром немного меньше толщины используемой доски.


3. Нефтебитум.

Технология заделки деформационных швов

При бетонировании площадки или проезда к гаражу для автомашины необходимо в свежий бетон устанавливать «на ребро» доски, стараясь утопить их как можно глубже – не менее 3 толщины слоя (нормальный слой бетона для площадки\проезда легковой автомашины – 100 мм). По мере схватывания доски необходимо периодически шевелить, чтоб они не застыли внутри бетона. Предварительно перед установкой досок лучше всего сделать разметку – швы будут просматриваться на поверхности, лучше их сделать как можно более ровными.

Расстояние между швами в дорожном бетонировании допускалось от 6 до 8 метров, но в индивидуальном строительстве лучше сделать швы чаще – для уплотнения грунта под бетон во дворе частного дома вряд ли использовалась тяжёлая дорожная техника, да и от паводка и промоин никто не застрахован. Для однорядного проезда нормальным будет расстояние между поперечными швами 3 метра; продольные швы делать не нужно.

В случае устройства деформационных швов на площадке будет целесообразным предварительно замерить длину и ширину площади бетонирования и высчитать близкие к 3-м метрам числа, на которые длина и ширина делятся без остатка – чтоб бетонные «карты» между швами смотрелись одинаково и эстетично.

 После того как бетон «встанет», доски нужно аккуратно вытащить – больше они не нужны. Придётся подождать некоторое время, пока шов не просохнет. Затем его надо прочистить от мусора.

Растопленный нефтебитум наливается примерно на половину глубины шва. Как только битум немного остынет и загустеет – можно забивать в шов пеньковый канат, используя для этого любой подручный инструмент, например, старый тупой топор.

Синтетический канат вместе с горячим битумом использовать нельзя. После забивки каната нужно опять пролить все швы битумом, не доливая полтора-два сантиметра до верха – эта выемка – для заделки раствором или смесью песка с жидким стеклом – чтоб накрыть битум и избежать его следов на обуви и колёсах автомобиля.

Особенности бетонного покрытия с деформационными швами в том, что при нагрузке от движущегося автомобиля бетон лопнет в запланированном месте, где он тоньше всего – в шве. Нефтебитум и пеньковый канат – своеобразная гидроизоляция шва, дождевая вода не будет проникать внутрь и разрушать бетон при замерзании.

Заключение

Таким образом получается сплошное покрытие, состоящее из нескольких бетонных площадок с эластичными герметичными соединениями между собой.

виды и устройство температурного шва в бетоне

Бетонными называют полы, в состав которых входят: вяжущее (портландцемент или жидкий полимер), крупный заполнитель (щебень), мелкие заполнители (песок, мраморная крошка, гранитный отсев). Такие полы могут быть сборными из плит, изготовленных на заводе, или залитыми по монолитной технологии. В монолитных бетонных полах предусматривают деформационные швы, назначение которых – компенсация различного рода напряжений, действующих на конструкцию, предотвращение ее растрескивания, продление эксплуатационного периода отдельных конструктивов и строения в целом.

Что такое деформационный шов в бетоне?

Деформационным швом называют технологический разрез, предназначенный для предотвращения трещинообразования в бетонных конструкциях, снижения нагрузок на примыкающие к ним строительные конструктивы. Деформационный шов в бетонном полу – это технологический зазор в подстилающем слое, стяжке или покрытии, который обеспечивает независимое перемещение отдельных участков.

Технические параметры разрезов отражаются в проектной документации. Деформационные зазоры бывают нескольких видов, конкретный их тип выбирается в зависимости от функционального назначения.

  • Температурный. Бетон – материал, подверженный изменениям размеров при температурных колебаниях. Устройство температурных швов в бетоне обязательно при заливке стяжки над системой «теплого пола». Трещины над греющими элементами особенно опасны, поскольку могут стать причиной разрыва труб, выхода из строя греющего мата или пленки. Размеры и шаг расположения термоусадочного шва в бетонном полу определяются инженерами-строителями в зависимости от максимальных температурных колебаний, материала основания, толщины заливки смеси, ее класса прочности.
  • Усадочный. При застывании верхние слои бетона схватываются и твердеют раньше, а глубинные позже, что является причиной возникновения внутренних напряжений. Чем толще бетонный слой и больше площадь помещения, тем значительнее расслаивание монолита. Задача устройства усадочных швов – предотвращение деформации бетона из-за возникновения внутренних усилий. Зазор нарезают в стяжке после ее перетирки.
  • Осадочный. Во время осадки зданий на фундамент действуют усилия в разных направлениях. Под их влиянием межэтажные плиты могут смещаться, что приводит к деформациям пола. Особенно важно предусмотреть осадочные разрезы при заливке бетонной смеси на малопрочные основания или подверженные замерзанию/оттаиванию. Оптимально – дождаться осадки здания и только потом начать устройство бетонных полов.
  • Сейсмический. Служит для гашения разнонаправленных усилий, возникающих при землетрясениях. Сейсмические разрезы предотвращают появление трещин на полах и улучшают общую устойчивость строений.
  • Изоляционный. Этот разрез, являющийся разновидностью усадочного шва, прокладывается в местах примыкания вертикальных строительных конструкций к полу. Компенсирует усадку смеси при твердении. Наименьшая ширина – 10 мм. Для заполнения используется упругая лента.
  • Конструкционный (разграничительный). Изготавливается для разграничения зон, залитых в разное время. Разрез заполняют герметизирующим составом.

Температурные, осадочные, усадочные и антисейсмические деформационные швы изготавливаются не только в полах, но и других бетонных элементах зданий – внешних стенах, фундаменте, плитах перекрытия.

Решение о необходимости изготовления технологических зазоров зависит от природно-климатических условий региона, геологических условий участка строительства, специфики функционального назначения здания.

Нормативные требования к устройству деформационных швов в бетонных полах

 

Определение деформационных швов и правила их формирования регламентируют СП 70.13330.2012 (актуализированная редакция СНиПа 3.03.01-87), СП 29.13330.2011 (актуализированная редакция СНиПа 2.03.03-88), другие нормативные акты.

Основные требования при создании деформационной защиты здания:

  • Швы должны быть расположены на одной линии с осями колонн, швами ЖБ плит перекрытий, специальными деформационными разрезами, предусмотренными в основании.
  • Для заделки технологических разрезов могут использоваться пластичные полимерные материалы, составы на основе цемента не ниже марки М400 (ЦЕМ I 32,5), жгуты, ленты, металлопрофили. Для цементации швов, раскрытие которых не превышает 0,5 мм, применяют маловязкие растворы на основе цемента.
  • Компенсационные швы внутри монолитной плиты, а не только по ее периметру, изготавливаются в основном на объектах производственного назначения.
  • Зазоры могут формироваться, благодаря особой конфигурации опалубки, или нарезаться в уже отвердевшем бетоне. Пропил делают через двое суток после заливки смеси инструментом с алмазными дисками. Во время заливки можно устанавливать в смесь рейки, обработанные антиадгезионными составами. После схватывания материала рейки удаляют, а место их расположения заделывают заполнителем.
  • Технологические зазоры располагают на расстоянии 8-12 м друг от друга, если основанием пола является железобетонная плита. В других случаях места компенсационных разрезов определяются инженерными расчетами и отображаются в проектных документах.

Материалы для заполнения деформационных швов в бетонном полу

Для заполнения компенсационных технологических разрезов в бетонном полу в продаже имеются различные материалы, назначение которых – герметизация и защита зазора от попадания в него воды, загрязнений, компенсация напряжений. Выбор зависит от размера зазора, габаритов помещения, эксплуатационных условий.

Металлические профили

Это двусторонний металлопрофиль сложной формы с резиновыми и пластиковыми вставками. Бывает накладным и встраиваемым. Укладывается на этапе заливки бетонной смеси. Это дорогой вид заполнения, используется он только на полах, испытывающих высокие нагрузки. Обычно он востребован на объектах производственного характера.

Уплотняющие полосы из вспененного полимера или эластичные жгуты

Такой заполнитель применяется на небольших площадях. Укладывается одним или несколькими слоями.

Профилированные ленты

Изделия изготавливаются из высокопрочных полимеров или модифицированной резины. Закладываются в бетонную смесь в период ее заливки. Универсальны в использовании.

Силиконовые герметики

Применяются для полов небольшой площади, не испытывающих серьезных нагрузок. Составы могут быть одно- или двухкомпонентными. Первые просты в эксплуатации, вторые имеют лучшие рабочие свойства. Силиконовые герметики предназначены для герметизации зазоров, изготовленных пропиливанием отвердевшего бетона.

Деформационные швы в бетонных полах должны полностью соответствовать проекту, а технологии их изготовления и заполнения – максимально учитывать эксплуатационные особенности объекта.

виды, когда нужны, как и чем сделать

Деформационные швы в бетоне: виды, когда нужны, как сделать

Деформационные швы в бетоне

Содержание статьи

Многие знают, что бетонные покрытия имеют свойство расширяться во время высоких температур и повышенной влажности, а также сжиматься, когда данные параметры снижаются. Из всего этого следует, что если бетонные сооружения не смогут расширяться и сжиматься, образующееся напряжение пагубно на них отразится.

В связи с этим очень важно знать, что представляет собой деформационный шов в бетоне и почему он так необходим. Именно об этом и будет рассказано в данной статье строительного журнала samastroyka.ru.

Деформационные швы в бетоне: виды, когда нужны, как сделать

Когда создаются монолитные полы из бетона, деформационные швы должны быть обязательно. Важно чтобы он смог противостоять перепадам температур и усадке. Всё это имеет большое значение при организации теплого пола.

Также, деформационный шов в бетоне необходим в таких случаях:

  • когда стяжка имеет площадь более 40 м;
  • бетонный пол обладает сложной конфигурацией;
  • одна из сторон помещения свыше 8 м;
  • деформационный шов обязателен по периметру стен;
  • рядом с проёмами дверей;
  • в местах с высокой температурой пола и в участках соединения сооружений.

Деформационные швы в бетоне: виды, когда нужны, как сделать

Благодаря деформационным швам, конструкции становятся защищёнными от усадки, изменений температур, ползучести бетона, колебаний параметров влажности, а также химических реакций.

Виды деформационных швов

Деформационные швы в бетоне бывают:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструктивные.

Первый тип деформационного шва создаётся в бетонных сооружениях с целью исключить деформацию от архитектурных конструкций непосредственно на стяжку пола. Располагаются изоляционные швы вдоль стен, по периметру фундамента и вокруг имеющихся колонн.

Виды деформационных швов

Сделать деформационные швы в бетоне достаточно просто. Нужно уложить изоляционный материал в специально отведенных на это местах до того, как будет заливаться раствор из бетона.

Бетонная стяжка высыхает неравномерно, в результате появляется напряжение и как результат возникновение трещин. Избежать этого можно, если нарезать усадочные швы. Они размещаются по осям колонн, после чего производится стыковка с углами аналогичных элементов, уложенных по периметру колонн.

Как и чем сделать деформационный шов в стяжке пола

Выполнять нарезку деформационных швов нужно на глубину 1/3 стяжки. Делается она после финишной обработки пола. Для этих целей используется швонарезчик, имеющий функцию орошения режущего диска. Можно воспользоваться и другим способом. В данном случае применяются рейки требуемой величины, когда бетонный раствор ещё пластичен.

Как и чем сделать деформационный шов в стяжке пола

Конструктивные швы создаются в бетоне, когда один из этапов работы завершается. Важно чтобы форма торца обладала соединением шип-паз. Для этого используются рейки, расположенные поперёк продольной линии. Предварительно их стоит с одной из сторон покрыть битумом.

Немаловажно знать, что конструктивный шов ещё считается и усадочным.

Герметизация деформационных швов

Если бетонное покрытие создаётся в помещении с повышенной влажностью, следует обязательно произвести герметизацию швов. В противном варианте покрытие начнёт портиться.

Герметизация деформационных швов

Герметик подбирается исходя из предполагаемых нагрузок и условий эксплуатации бетонного пола. В большинстве случаев деформационные швы герметизируются при помощи мастики, силикона, термореактопласты, а также битума либо бутилкаучука.

Оценить статью и поделиться ссылкой:

Деформационные швы в бетонных полах: требования, разновидности, устройство

Дата: 28 ноября 2017

Просмотров: 3374

Коментариев: 0

Неотъемлемой частью строительных мероприятий по возведению складских помещений, производственных предприятий, вокзалов, терминалов, торговых центров и других объектов является устройство бетонных оснований. Такие полы способны воспринимать значительные нагрузки и абразивное воздействие. Для повышения ресурса эксплуатации и предотвращения появления трещин выполняются деформационные швы в полах бетонных. Они представляют собой специальные технологические пазы, снижающие нагрузку на основание.

Для чего выполняется деформационный шов в бетонных полах

Согласно требованиям проектной документации выполнение технологических разрезов бетонных оснований – обязательное мероприятие. Несмотря на способность воспринимать значительные сжимающие усилия, бетон – довольно хрупкий материал. Под воздействием пластических деформаций бетонная основа не деформируется, подобно пластмассе, обладающей повышенной пластичностью. Бетон теряет целостность, растрескиваясь аналогично стеклу.

Деформационный шов – технологический разрез бетонного пола, понижающий действующие усилия на покрытия и близлежащие архитектурные конструкции

Образование трещин вызвано следующими факторами:

  • действующими нагрузками, превышающими прочность материала;
  • внутренними напряжениями, возникающими в бетонном основании;
  • температурными перепадами, характерными для определенной местности;
  • усадочными деформациями, связанными с неравномерным твердением;
  • осадкой строения, вызванной давлением почвы на фундамент здания;
  • реакцией грунта на пол, залитый непосредственно на почву;
  • резкими колебаниями, возникающими в результате сейсмических явлений.

Нарезка деформационных пазов позволяет минимизировать влияние указанных негативных процессов и обеспечить целостность пола.

Требования строительных норм и правил к деформационным разрезам

Положениями действующих нормативных документов регламентированы параметры швов, связанные с рядом факторов:

  • колебаниями температуры для конкретного региона;
  • маркой бетона, используемого для заливки пола;
  • толщиной монолитной основы;
  • величиной механического воздействия;
  • площадью залитого основания.

В зависимости от выполняемых функций, деформационные швы разделяются на несколько типов

Главные требования указаны в действующих строительных нормах и правилах:

  • пазы необходимо выполнять во всех типах помещений, где возможны температурные колебания от положительного до отрицательного значения;
  • расположение каналов должно соответствовать координатам осей колонн и зазорам между железобетонными панелями перекрытия;
  • заделка полостей должна осуществляться специальными полимерными составами, обладающими повышенной пластичностью;
  • интервал между деформационными разрезами должен составлять 8–12 м для оснований, усиленных стальной арматурой;
  • индивидуальный расчет расстояния между полостями должен выполняться в зависимости от толщины монолита и специфики эксплуатации пола.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

  • перпендикулярность расположения разрезов. Это позволит компенсировать деформации массива и предотвратить образование трещин;
  • соответствие размеров требованиям проектной документации. Глубина пазов должна составлять 25-30% толщины стяжки;
  • своевременность формирования пазов. При выполнении разрезов в затвердевшей основе возможно образование трещин и осыпание материала по краям;
  • соблюдение размеров разбивки, в результате которой образуются участки, максимально приближенные к квадратной форме. Следует избегать Т-образного пересечения;
  • обеспечение правильного расстояния между пазами. Интервал должен превышать толщину стандартной стяжки в 24–36 раз.

Соблюдение положений СНиП гарантирует целостность бетонного пола.

Температурные швы делаются не только в бетонных полах, но и в зданиях, за счет этого исключается вероятность деформации или разрушения целостности сооружений

Разновидности специальных пазов

В зависимости от выполняемых функций, существуют различные типы деформационных разрезов:

  • изоляционные. Они формируются по периметру стен, по контуру фундаментов для установки оборудования, а также вокруг опорных конструкций. Швы предназначены для исключения силового воздействия конструктивных элементов строения на стяжку. Кроме того, они позволяют компенсировать усадку бетонного массива при уменьшении объема в процессе твердения. Конфигурация изоляционных пазов, расположенных по периметру колонн, может быть радиусная или квадратная. Для обеспечения целостности стяжки важно выдержать угловое смещение квадратного шва на 45 градусов относительно колонны;
  • усадочные. Этот тип пазов позволяет компенсировать внутренние напряжения, вызывающее растрескивание бетонного массива. Усадочные пазы формируют в стяжке ослабленные зоны, в которых по мере твердения бетона образуются трещины. Формирование швов может выполняться специальными планками, устанавливаемыми в пластичный бетон, а также путем разрезания затвердевшего бетона. Глубина разреза не превышает третью часть от толщины стяжки, а длина стороны составляет от 3 до 6 метров. Это позволяет заранее сформировать ослабленные зоны и снять напряжение монолита на определенных участках;
  • конструкционные. Они выполняются на границах участков, забетонированных в разное время. Не всегда при бетонировании увеличенных площадей имеется возможность в течение рабочего дня залить всю площадь. Во время остановок, связанных с доставкой дополнительного объема смеси, ранее залитый бетон постепенно твердеет, приобретая прочность. Именно на таких зонах устраиваются швы конструкционного назначения. Расстояние от пазов до других типов разрезов должно составлять более полутора метров. Такой вид швов работает аналогично усадочным, компенсируя незначительные горизонтальные смещения.

При формировании пазов строители руководствуются требованиями проекта с учетом реальных условий выполнения работ.

Во время застывания бетон может уменьшать свои первоначальные размеры, вследствие чего появляются внутренние напряжения

Устройство деформационных швов в бетонных полах

Технология регламентирует возможность выполнения деформационных каналов на различных этапах:

  • при бетонировании пола. После заливки и шлифовки пола, в зоне расположения паза, устанавливается планка, обработанная антиадгезионным материалом. Она легко удаляется после твердения бетона с последующей заделкой канавок герметиком;
  • на готовом основании. Для выполнения пропила на застывшем полу применяются специальные агрегаты, оборудованные алмазными дисками. Технология предусматривает возможность выполнения разрезов через двое суток после бетонирования.

При выполнении резки сухого бетона, а также при извлечении реек из затвердевшей основы важно обеспечить целостность краев.

На примере выполнения паза в затвердевшем бетоне определим последовательность работ:

  1. Выполните разметку поверхности.
  2. Настройте оборудование на необходимую глубину.
  3. Нарежьте пробный шов, проверьте качество выполненных работ.
  4. Продолжайте резать штробы с помощью налаженного оборудования.
  5. Формируйте пазы, соблюдая последовательность заливки.
  6. Герметизируйте полости с помощью герметика.

Выполнять работы можно через 2–3 суток после завершения чистовой обработки поверхности. При нарезке швов важно обращать внимание на целостность краев и соблюдение постоянной глубины, равной 30% от толщины стяжки.

Деформационные швы обязательны во всех помещениях, в которых возможно изменение температур от плюсовых к минусовым значениям

Подбираем герметик для деформационных швов в бетонных полах

Готовые швы важно защитить от доступа влаги, мусора и агрессивных веществ. Для этого применяются силиконовые герметики, состоящие из одного или двух компонентов. Первый вид проще использовать, а второй тип отличается повышенными эксплуатационными свойствами.

Вид применяемого герметика зависит от следующих факторов:

  • действующих нагрузок;
  • эксплуатационных условий.

Герметик должен обладать следующими характеристиками:

  • твердостью, благодаря которой сохраняется геометрия краев и предотвращается их откалывание;
  • пластичностью, позволяющий надежно защищать шов в процессе усадки бетона или температурных скачков.

До нанесения герметика важно тщательно очистить полость от мусора и пыли, используя сжатый воздух, щетку или пескоструйную установку.

Подводим итоги

Выполняя деформационные каналы, можно повысить прочность пола, и значительно продлить ресурс эксплуатации. Важно соблюдать технологические рекомендации по устройству полов, а также правильно формировать разрезы. Они помогут предотвратить растрескивание. Помните при выполнении работ о соблюдении требований техники безопасности.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Деформационные швы в бетонных полах

Статью опубликовал: Николай Стрелковский

Обновлено: 14.08.2019

К категории бетонных полов относят все виды покрытий, в структуре которых присутствуют мелкофракционные каменные материалы. Это могут быть не только пески и щебни, но и отсевы гранита, крошка мрамора. Связующей основой чаще всего является портландцемент, но в некоторых случаях он может быть заменён и жидким полимером. Изготавливают такие полы либо из плит заводской формовки, укладываемых на подбетонку, либо заливают монолит. В последнем случае для помещений большой площади очень важно предусмотреть деформационные швы в бетонных полах, которые призваны компенсировать конструкции разницу в нагрузках или температурах и тем самым уберечь её от нежелательного растрескивания.

Деформационные швы в бетонных полахДеформационные швы в бетонных полах

Деформационные швы в бетонных полах

Содержание статьи

Зачем нужны швы и как они работают

Многие считают армированный бетон самым прочным «неубиваемым» искусственным камнем. Это, конечно, так, но данный материал очень сильно разнится по характеристикам, которые определяются присутствующим в его составе набором компонентов.

График нарастания прочности твердеющего монолитаГрафик нарастания прочности твердеющего монолита

График нарастания прочности твердеющего монолита

  1. При достаточно высоких показателях твёрдости и отменной прочности бетон не выносит возникающего внутри напряжения и плохо противостоит механическим ударам извне. И если в случае с полом его поверхность может быть защищена декоративным покрытием, то от внутренних деформирующих процессов могут защитить только предусмотренные в плите зазоры, которые и называют компенсационными швами.
  2. Проблемы у бетона могут начинаться уже с момента его твердения, ведь несмотря на то, что стяжка может формироваться разными способами (мокрая, полусухая), равномерного созревания камня добиться невозможно ни в том, ни в другом случае.
  3. Поверхностные слои высыхают быстрее, глубокие — дольше. Тот, что уже схватился, начинает терять объём и сжиматься, тогда как в нижележащем слое гораздо больше влаги. Чем толще стяжка и чем обширнее её площадь, тем возникает большее несоответствие объёмов, которое сопровождается расслаиванием монолита и появлением сетки трещин.Неправильно залитый пол – результат налицоНеправильно залитый пол – результат налицо

    Неправильно залитый пол – результат налицо

  4. Чтобы избежать таких последствий, в плите устраивают компенсационные зазоры. Но у них есть и ещё одно предназначение – дать возможность бетону беспрепятственно расширяться при нагреве. В условиях обычного жилого дома роль деформационных швов играют зазоры, оставляемые по периметру и заполняемые демпферной лентой.
  5. Особенно важно предусмотреть такие зазоры при внедрении в стяжку нагревательных элементов, с помощью которых сейчас повсеместно организуют напольное отопление. Колебания температур негативно влияют на любой материал, а не только на цементный камень. При расширении он увеличивается в объёме, и если нет зазора – упирается в препятствие.

    теплый пол

    В данном случае компенсационный шов сделан в проёме между комнатамиВ данном случае компенсационный шов сделан в проёме между комнатами

    В данном случае компенсационный шов сделан в проёме между комнатами

  6. Невозможность плиты занять нужное ей пространство запускает деформационные процессы – и не только в напольной плите, то и в тех конструкциях, на которые она при этом оказывает давление. Поэтому, при проектировании бетонных полов обязательно предусматриваются швы, количество которых зависит не только от площади помещений, но и от эксплуатационных условий.Уровень бетонного основания, разметкаУровень бетонного основания, разметка

    Уровень бетонного основания, разметка

На заметку! В большей степени необходимость устройства компенсационных зазоров внутри монолитной плиты (а не только по периметру) относится к промышленным полам. Минимальные расстояния между швами для неармированной стяжки определяются строительными нормами в 20 м, а армированной – 30 м. Жилых помещений с такой длиной или шириной пола не бывает (ну может за редким исключением в помещениях студийного типа), поэтому в комнатах бывает достаточно и пристенных зазоров.

Кромочная лента в роли демпфера по периметру примыкания стяжкиКромочная лента в роли демпфера по периметру примыкания стяжки

Кромочная лента в роли демпфера по периметру примыкания стяжки

Соответственно, когда речь идёт о технологических швах в напольном монолите, по умолчанию подразумеваются именно полы в производственных помещениях. А вот какими они бывают и как обустраиваются – об этом читайте далее.

Конструкционные особенности зазоров

Формирование шва может осуществляться либо за счёт соответствующей конфигурации опалубки, либо его нарезают в уже готовой стяжке. Это зависит от конкретно поставленной задачи.

  1. Разделение периметров примыкания пола к вертикальным конструкциям – стенам, колоннам, перегородкам. Эти швы предназначены для компенсации усадки бетонной смеси и называются изоляционными. Их минимальная ширина составляет 10 мм, а заполняются они, как уже было отмечено, упругой лентой.
  2. Второй вариант – это разграничение зон монолитной конструкции, которые по тем или иным причинам приходится заливать в разное время. Этот шов так и называется – разграничительный (или конструкционный). Фактически, заливается две плиты, зазор между которыми затем заполняется герметиком.Горизонтальные короткие выпуски арматуры обеспечат хорошее сцепление при устройстве разграничительного шваГоризонтальные короткие выпуски арматуры обеспечат хорошее сцепление при устройстве разграничительного шва

    Горизонтальные короткие выпуски арматуры обеспечат хорошее сцепление при устройстве разграничительного шва

    Компенсационные рейки для заливки полаКомпенсационные рейки для заливки пола

    Компенсационные рейки для заливки пола

    Вариант гидроизоляции швовВариант гидроизоляции швов

    Вариант гидроизоляции швов

  3. Пристыковать вторую плиту удобно, если у первой в процессе заливки предусмотреть зубчатые края либо горизонтальные выпуски закладной арматуры. В этом случае свежий бетон отлично сцепится с уже затвердевшим. Как вариант, при устройстве монолита используют специальные рейки, которые располагают на границе конструкционного шва. Устраивать его можно не ближе одного метра к усадочному шву.
  4. Усадочный — это третий вариант зазора, который призван облегчить бетону процесс потери объёма. Шов нарезают уже после того, как произведена перетирка стяжки — в этот момент монолит ещё сохраняет некоторую пластичность, но и рассыпаться при работе бетонорежущего оборудования уже не будет.
  5. Чтобы компенсировать деформации, возникающие из-за усадки бетона, при толщине заливки в 100 мм бывает достаточно прорезать шов на глубину до 30 мм. Самое главное в устройстве таких швов – их правильная конфигурация, которая должна быть прямоугольной. Кроме того, очень важно соблюсти соотношение толщины слоя бетона к расстоянию между швами, которое выглядит как пропорция 1:30.
  6. То есть при толщине стяжки 9 см прорези нужно делать через каждые 2,7 метра. Отклонения допускаются, но небольшие – в пределах 10%. Все эти расчёты строители, конечно, сами не производят – для этого в проекте здания имеется карта пола, согласно которой и осуществляется его устройство.

Прорезка усадочного шваПрорезка усадочного шва

Прорезка усадочного шва

Схема устройства усадочного шваСхема устройства усадочного шва

Схема устройства усадочного шва

Усадочные швы в помещении с колоннамиУсадочные швы в помещении с колоннами

Усадочные швы в помещении с колоннами

В небольших помещениях усадочные швы тоже нужно предусматривать. В прямоугольных обычно делают два диагональных шва, при большом превышении длины над шириной, добавляют ещё и продольный. Если в здании имеются колонны, то прорези делают вдоль их оси, крест-накрест — а так же отчерчивают вокруг них квадрат, углы которого совпадают с осевыми швами.

Заделка полости шва

Ещё одна немаловажная задача, которую приходится решать до того, как помещение будет сдано в эксплуатацию – это герметизация полости шва, в которую не должна попадать влага, агрессивно воздействующие жидкости и мусор. Какими способами его можно оформить, мы и рассмотрим далее.

Таблица. Способы оформления шва.

Вид материала Особенности его применения
Специализированный профильСпециализированный профиль

Специализированный профиль

Производители предлагают огромный ассортимент как встраиваемых, так и накладных профилей, с помощью которых можно грамотно и эстетично оформить деформационный зазор. Как вариант, это сдвоенные профилированные планки той или иной конфигурации, между которыми имеется эластичная вставка. Она исполняет роль демпфера и одновременно закрывает шов.

На заметку! Эти профили достаточно дорогие, их применение имеет смысл только в том случае, когда стяжка имеет большую толщину.

Уплотняющий жгутУплотняющий жгут

Уплотняющий жгут

Прекрасным недорогим вариантом для уплотнения шва является жгут из вспененного полиуретана или другого полимера. В зависимости от глубины зазора, полоски уплотнителя закладывают в один или два слоя, после чего заполняют оставшееся пространство жидким, быстро затвердевающим на воздухе герметиком.
ГидрошпонкаГидрошпонка

Гидрошпонка

Гидрошпонками принято называть специальные профилированные ленты из полимера или резины, которые внедряются в массу монолита ещё в процессе заливки. За счёт своей эластичности и способности менять объём, они прекрасно справляются с возникающими в теле бетона деформациями и сглаживают их последствия.
Эластичная мастикаЭластичная мастика

Эластичная мастика

Индустрия производства строительных материалов предлагает для герметизации швов в бетоне огромный ассортимент мастик, которые даже после затвердевания остаются эластичными. Они удобны и простотой нанесения, и своей готовностью к применению (хотя есть и двухкомпонентные составы, которые нужно смешивать), и невысокой ценой. Но главное – они полностью герметизируют шов и справляются с ролью демпфера даже без вкладышей.

профиль для деформационного шва

Заделка неровностей и трещин на бетонном полуЗаделка неровностей и трещин на бетонном полу

Заделка неровностей и трещин на бетонном полу

Какой бы способ ни был применён при заделке шва, очень важно, чтобы в нём не оставалось пустот. При глубине выемки более 50 мм часть её может быть заполнена мелким сыпучим наполнителем – например, песком. Далее уже можно укладывать жгут и заполнять оставшийся объём зазора мастикой. Как это правильно делается, наглядно показано на схеме снизу.

Герметизация глубокого шваГерметизация глубокого шва

Герметизация глубокого шва

Грамотно устроенный и качественно герметизированный шов, защитит плиту бетонного пола от преждевременного разрушения.

Способ устройства и ремонта деформационного стыка

В зависимости от предусмотренной проектом технологии, компенсационные швы могут устраиваться как в процессе заливки, так и по её окончании. Кроме того, в процессе эксплуатации пола может возникнуть необходимость ремонта старого шва.

Таблица. Один из способов, который может быть применён для обустройства шва в готовой плите.

Шаги, фото Краткое описание процесса
Шаг 1 - разметкаШаг 1 - разметка

Шаг 1 — разметка

Так как места расположения и параметры швов (глубина и ширина) определяются проектом, разметка осуществляется согласно данным чертежа. По готовому основанию её можно выполнить простым карандашом.
Шаг 2 – нарезка штробШаг 2 – нарезка штроб

Шаг 2 – нарезка штроб

По расчерченным линиям пускается электрический штроборез с присоединённым к нему пылесосом. Ширину шва обозначат две параллельные штрабы по контуру, но если он широкий, для облегчения последующей выемки бетона, в промежутке можно сделать ещё несколько прорезей.
Шаг 3 – выемка бетонаШаг 3 – выемка бетона

Шаг 3 – выемка бетона

После нарезки полос, бетон между ними разрушается при помощи перфоратора с насадкой «лопатка».
Шаг 4 – обработка дна выемкиШаг 4 – обработка дна выемки

Шаг 4 – обработка дна выемки

Дно выемки при этом плоским не получается, поэтому, чтобы была возможность установить профиль, поверхность штрабы приходится дорабатывать. Для этой цели используется углошлифовальная машинка (в народе «болгарка»), оснащённая спецкожухом и алмазной чашкой.
Шаг 5 – установка профильного комплектаШаг 5 – установка профильного комплекта

Шаг 5 – установка профильного комплекта

Когда полости шва будет придана геометрически правильная форма, в неё укладывают комплект из двух профилей, скреплённых между собой временными перемычками. Его положение обязательно выверяется с помощью геодезических приборов.
Шаг 6 – сверление отверстийШаг 6 – сверление отверстий

Шаг 6 – сверление отверстий

Сквозь монтажные отверстия в профилях производится сверление под крепёж, с обязательным удалением образовавшейся пыли.
Шаг 7 – забивка анкераШаг 7 – забивка анкера

Шаг 7 – забивка анкера

Профили крепятся анкерами HRD 8*80. Сначала вставляется пластиковый дюбель, в который болт до половины забивается молотком.
Шаг 8 – докрутка болта гайковёртомШаг 8 – докрутка болта гайковёртом

Шаг 8 – докрутка болта гайковёртом

Далее его уже докручивают ударным гайковёртом
Шаг 9 – демонтаж временных перемычекШаг 9 – демонтаж временных перемычек

Шаг 9 – демонтаж временных перемычек

Когда все анкера будут находиться на своих штатных местах, перемычки, временно фиксирующие профили, можно демонтировать.
Шаг 10 – установка эластичной вставкиШаг 10 – установка эластичной вставки

Шаг 10 – установка эластичной вставки

Теперь нужно установить герметизирующую прокладку из резины или другого эластичного материала. Сначала её отматывают от бухты, не отрезая, и оставляют в течение суток отлежаться, чтобы распрямилась. После этого её уже можно кроить и укладывать в установочный канал между профилями.
Шаг 11 – монтаж декоративных накладокШаг 11 – монтаж декоративных накладок

Шаг 11 – монтаж декоративных накладок

Чтобы зафиксировать прокладку, поверх неё монтируются декоративные планки. У них есть овальные пазы, которые насаживают на выступающие из профиля стерженьки с резьбой.
Шаг 12 – фиксация планокШаг 12 – фиксация планок

Шаг 12 – фиксация планок

На шпильки накидывают пружинные шайбы, потом гайки, которые сначала закручиваются рукой…
Шаг 13 – затяжка гаекШаг 13 – затяжка гаек

Шаг 13 – затяжка гаек

… а потом, без чрезмерного энтузиазма, затягивают шуруповёртом с регулировкой усилия.
Шаг 14 – установка защитного коробаШаг 14 – установка защитного короба

Шаг 14 – установка защитного короба

Чтобы при замоноличивании профиля раствор не попал на декоративную часть шва, её закрывают накладкой в виде оцинкованного металлического кожуха. Его элементы просто стыкуются друг с другом с небольшим нахлёстом, и хорошо прижимаются к основанию.
Шаг 15 – замоноличивание профиляШаг 15 – замоноличивание профиля

Шаг 15 – замоноличивание профиля

Для зачеканки профиля можно использовать любой вариант тиксотропных смесей в готовом или сухом заводском исполнении, предназначенных для ремонта бетона.
Шаг 16 – заполнение шва герметикомШаг 16 – заполнение шва герметиком

Шаг 16 – заполнение шва герметиком

После того как ремсостав, которым заливался профиль, полимеризуется, защитный кожух удаляют и приступают к герметизации шва. В данном случае она выполняется эластичной мастикой, наносимой посредством монтажного пистолета. Герметик не должен выступать за поверхность пола, поэтому его излишки сразу же аккуратно удаляют.

тиксотропная смесь для ремонта бетона

Заключение

Обустройство швов, компенсирующих деформации в бетоне, является вынужденной мерой, предписываемой действующими строительными нормативами. Но стопроцентной гарантии на то, что в основании пола не появятся трещины, они, к сожалению, не дают. Причиной тому и другие условия задачи, которые могут повлиять на конечный результат. К примеру, под полом может оказаться недостаточно хорошо уплотнённое основание, при затворении бетона может быть нарушено водоцементное соотношение, или во время созревания монолита за ним осуществлялся неправильный уход.

Подземный паркинг с продольным компенсационным швомПодземный паркинг с продольным компенсационным швом

Подземный паркинг с продольным компенсационным швом

Так что, затевая строительство масштабного здания – крытого рынка или парковки, супермаркета или склада, не экономьте на полах, чтобы через небольшой промежуток времени их не пришлось переделывать.

Видео — Герметизация уменьшения объема и деформации швов бетонных полов

какими бывают и как выполняются?

Бетонные основания являются наиболее долговечными, надежными и прочными. Однако бетон — капризный материал при формировании конструкций, поверхностей и их эксплуатации. Нагрузки, действующие на материал и в материале, которые имеют разные причины, приводят к растрескиванию монолитной поверхности. Так происходит, если вовремя не принять меры по созданию компенсационных разрезов, которые препятствуют подобным явлениям.

Что такое компенсационный шов?

Это целенаправленное фрагментирование бетонного основания (пол, стена, кровля и пр.), которое ослабляет действие внешних и внутренних сил (напряжений), ведущих к неконтролируемому деформированию и разрушению монолита бетона на всю его глубину. Подобные деформации могут стать причиной снижения показателей характеристик зданий. Компенсационный разрез реагирует и демпфирует изменения геометрии бетонной плиты, состоящей из нескольких независимых фрагментов. Такие швы являются серьезным фактором обеспечения надежности и долговечности сооружений.

Вернуться к оглавлению

Необходимость устройства

Конструкционные элементы построек связаны и постоянно взаимодействуют между собой на фоне того, что здания изменяют геометрические размеры под воздействием перемен в температурно-влажностном режиме эксплуатации, усадки каркаса, осадки твердеющих бетонных монолитов. Все это вызывает напряжения в узлах единой конструкции сооружения, хотя часто подобные изменения геометрии элементов визуально незаметны. Создание разрезов способствует равномерному распределению дополнительно возникающих нагрузок (сил, напряжений) путем компенсации изменений геометрических размеров (расширения, сжатия, скручивания, сдвигания, сгибания и пр.) материала, возникших из-за факторов, действующих на бетон (или в бетоне).

Нагрузки влияют на сооружения всегда, но без сформированных компенсационных швов они влекут за собой ухудшение характеристик фундаментов, возникновение трещин, проявления деформаций конструкций, увеличение внутренних напряжений, сокращение длительности эксплуатации и пр. К примеру, нагрев/охлаждение стен приводит к незначительному изменению их размеров, что в свою очередь создает в материале напряжения. Больше габариты стен — больше и напряжения.

Они вызывают трещинообразование (в стяжках бетона, внутренней отделке), передаются через жестко связанный каркас перекрытиям, балкам, лестницам, фундаменту и пр. Минимальный сдвиг положения стены в очаге напряжения немедленно создаст угрозу целостности жесткой конструкции постройки. Длительность воздействий, их величины могут даже стать причиной разрушения каркаса сооружения. Подвижки и сезонные пучения грунтов также проявляются как фактор разрушения отмосток, если в них не предусмотрены температурные разрезы.

Вернуться к оглавлению

Какими бывают компенсационные швы?

Виды и назначение швов в бетоне.

Характер нагрузок, которые должны компенсировать разрезы — основной признак их классификации. Они подразделяются на неподвижные (условно) — технологические и усадочные, а также на осадочные, изоляционные и температурные, деформационные. Перерывы в работах с бетоном сопровождаются формированием технологических разрывов, когда подушка материала, отлитая ранее, примыкает к грани нового участка монолита.

Усадочные разрезы путем фрагментирования плиты ослабляют напряжения растягивания в твердеющем материале, что способствует проходу трещин ниже разреза без выхода на ее поверхность либо проходу разлома по шву. Они компенсируют деформацию и усадку при неравномерной потере влаги разными участками стяжки. Наружными температурными разрезами здания разделяются на секции, что защищает от деформаций, вызванных изменением температуры бетона.

Часто их комплексируют со швами, задача которых — компенсация вертикальных сдвигов в отдельных частях сооружений из-за неравномерности осадки грунтов под постройкой. Деформационные швы разгружают монтажные стыки конструкционных элементов от деформаций скручивания, поперечных и продольных напряжений. Их формируют в местах примыканий пола к колоннам, лестничным маршам, пандусам, бордюрному камню, на изломах плоскостей материала, участках ступенчатого перепада высоты стяжек и пр.

Изоляционные швы обязательно создаются на стыке пола со стенами, лестницами, колоннами и пр. Их задача — пресечение передачи деформаций (температурных, усадочных и пр.) от каркаса сооружения на стяжку пола. Такое разъединение препятствует прохождению ударных звуковых волн внутрь помещений через стяжку и обратно. Температурные швы формируются для компенсации движения грунтов и зданий относительно отмостки. Ее фрагментирование и эластичная привязка к фундаменту обеспечивают демпфирование нагрузок.

Вернуться к оглавлению

Как выполняются?

Используется два метода формирования швов с использованием алмазных или абразивных кругов:

  • монтажный — когда на стадии заливки бетон разделяется на фрагменты с использованием закладываемых на всю глубину плиты демпфирующих материалов (стекло, брус, полимерные ленты, пластиковая вагонка и пр.), которые могут удаляться из шва или оставаться в нем;
  • разрезание — когда твердеющая бетонная плита прорезается на фиксированную глубину, а сформированные швы заделываются полимерными герметиками, мастиками, закрываются специальными конструкциями или оставляются незаполненными. Шаг (ширина полосы) нарезки определяется следующим образом: высота стяжки (в см) умножается на коэффициент «24». Результат — шаг обустройства швов (в см).

Они делаются идеально прямыми, допускается их пересечение только под прямым углом. Вместе с тем стыки рассечений не должны в плане формировать букву «Т». Когда невозможно исключить в плане пересечение швов в виде треугольника, фигуру делают равносторонней. Минимальная ширина швов 0,6 см, которая зависит от высоты слоя искусственного камня. По влажному бетону резка может проводиться уже через 12 — 72 часа после укладки (зависит от температуры воздуха), однако следует исключать ситуацию, когда бетон окончательно высох, и прорезанный край материала осыпается.

Глубина сечений составляет 1/4 — 1/2 высоты плиты. Площадь пола внутри помещений считается неделимой (до 30 м2), когда соотношение сторон такого «прямоугольника» не больше 1:1,5. Большие площадки разделяются усадочными швами на подобные или меньшие по площади участки. Когда монолит имеет длину от 25 м и более, его обязательно пересекают швами. Если дорожки твердеющего материала имеют ширину 3 метра и больше, делаются продольные швы.

На открытых для осадков плитах прорезы делаются с шагом 3 м, а максимальная площадь цельного куска не более 9 м2. Монолиты дорожек (коридоров) рассекаются поперечными швами с шагом до 6 м (обычный шаг — удвоенная ширина укладки материала), а Г-образные повороты фрагментируются на прямоугольники (квадраты). Также прорези разделяют напольные покрытия из различных материалов, основания в помещениях по дверным проемам, места перепада высоты стяжек.

Подобные швы, как и те, что оказываются под паркетной доской, не заполняются, а на открытом воздухе герметизируются. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, должны быть в плане квадратами, углы которых располагаются против плоских граней колонн (квадрат, образованный швами, поворачивается на 45 град. относительно граней колонны). Конструкционная целостность рассеченных оснований обеспечивается специальными системами, помещаемыми в швы или накладываемыми на них. Это профили из металла и уплотнители.

В отмостках пристеночные швы заполняются рубероидом, битумом или герметиком. Отмостка подразделяется на участки по 2 – 2,5 метра, которые пересекаются швами (перпендикулярными стене) на всю глубину заливки бетона. Такой разделитель формируется доской (несъемная опалубка), укладываемой на ребро так, чтобы верхний ее край совпадал с поверхностью опалубки. Доски (толщина до 3 см) обрабатываются горячим битумом, септиком. Также используются специальные ленты из винила толщиной до 15 мм. Затем опалубка бетонируется.

Вернуться к оглавлению

Компенсационный шов в стяжке

Схема расположения разных видов швов стяжки.

Рисунок разрезов, которыми разделяется стяжка, зависит от площади и конфигурации помещения. Пристенные швы имеют глубину на всю высоту стяжки. Их заполняют эластичными прокладками толщиной до 10 мм, силиконом. Также плиты заливки перерезаются на уровне дверных проемов и коридоров, но не на всю высоту материала. Аналогичным образом ее необходимо отделять от лестничного марша.

Если площадь помещения больше 30 м2 или если в нем есть Г-образные участки, она фрагментируется на прямоугольные (квадратные) составляющие со стороной не длиннее 6-ти метров. Установленные в помещении колонны также обособляются разрезами (в форме квадрата) у их основания. Когда стяжка содержит армирование, прорезание делается по границам листов арматурного каркаса.

В середине монолита рассечения обычно привязываются, например, к габаритам плитки, укладываемой на пол (шов должен проходить между ними). В теплых полах стяжка разрезается по границам полей тепловыделяющих элементов. Глубина прорезания определяется ее высотой, а также она зависит от наличия греющих труб в полу. В таких случаях массив бетона рассекается на 1/3 — 1/2 его толщины.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Компенсационные швы являются необходимой составляющей формирования каркасов сооружений из бетона и обязательно обустраиваются при создании стяжек. Правильное применение швов — гарантия длительной и надежной эксплуатации зданий, сохранения эстетичности внутреннего декора.

Деформационные швы в бетоне — типы и характеристики

Деформационные швы помещаются в бетон, чтобы предотвратить образование расширяющихся трещин из-за изменения температуры. Бетон подвергается расширению из-за высокой температуры на ограниченной границе, что приводит к трещинам.

Деформационные швы используются в плитах, тротуарах, зданиях, мостах, тротуарах, железнодорожных путях, системах трубопроводов, кораблях и других конструкциях.

В статье акцентируется внимание на необходимости компенсационных швов в бетоне, характеристиках компенсационных швов, типах компенсационных швов и установке компенсационных швов.

Рис. 1: Трещины, образовавшиеся в результате расширения бетона.

Необходимость деформационного шва в бетоне

Бетон не является эластичным материалом, поэтому он не сгибается и не растягивается без разрушения. Однако бетон при расширении и усадке движется, из-за чего элементы конструкции немного смещаются.

Для предотвращения вредных воздействий из-за движения бетона в бетонную конструкцию вводят несколько компенсаторов, включая фундамент, стены, компенсаторы крыши и тротуарную плитку.

Эти соединения необходимо тщательно спроектировать, расположить и установить. Если плита размещается непрерывно на поверхностях, превышающих одну грань, потребуется компенсационный шов для уменьшения напряжений. Бетонный герметик можно использовать для заполнения щелей от трещин.

Характеристики Деформационные швы

  1. Деформационные швы допускают тепловое сжатие и расширение без создания напряжений в элементах.
  2. Деформационный шов разработан для безопасного поглощения расширения и сжатия нескольких строительных материалов, поглощения вибрации и допуска смещения грунта из-за землетрясений или оседания грунта.
  3. Деформационные швы обычно располагаются между участками мостов, тротуарной плиткой, железнодорожными путями и системами трубопроводов.
  4. Компенсаторы встроены, чтобы выдерживать нагрузки.
  5. Деформационный шов — это просто разъединение между сегментами из одного и того же материала.
  6. В конструкции из бетонных блоков компенсационные швы обозначаются как контрольные швы.

Типы компенсаторов

В зависимости от расположения стыка компенсаторы делятся на следующие типы:

1.Деформационный шов моста

Компенсирующие швы

мостов предназначены для обеспечения непрерывного движения между конструкциями с учетом перемещений, усадки и колебаний температуры в армированных и предварительно напряженных бетонных, композитных и стальных конструкциях.

Рис. 2: Деформационный шов в мостах.

2. Деформационный шов кладки

Глиняные кирпичи расширяются при поглощении тепла и влаги. Это создает давление сжатия на кирпичи и раствор, способствуя вздутию или отслаиванию.Заменить раствор на шов эластомерным герметиком без повреждений поглотит сжимающие усилия.

3. Железнодорожные расширительные швы

Обычно компенсационные швы на железнодорожных путях не предусмотрены, но если рельсы прокладываются на мосту, имеющем компенсационные швы, создание компенсационных швов в рельсах становится обязательным для уменьшения расширения в базовой бетонной конструкции.

Рис. 3: Деформационный шов на железнодорожных путях.

4. Деформационные швы для труб

Компенсаторы труб необходимы в системах, которые транспортируют высокотемпературные вещества, такие как пар или выхлопные газы, или для поглощения движения и вибрации.

В зависимости от типа материала, из которого изготовлено соединение, компенсаторы подразделяются на следующие типы:

  1. Резиновый компенсатор
  2. Компенсатор тканевый
  3. Компенсатор металлический
  4. Компенсатор тороидальный
  5. Карданный компенсатор
  6. Универсальный компенсатор
  7. Прямой компенсатор
  8. огнеупорные совместное подкладке расширения

Рис. 4: Использование присадочного материала в компенсаторе.

Установка компенсаторов

Глубина компенсационного шва обычно составляет одну четвертую толщины плиты или больше, если необходимо. Зазор компенсационного шва зависит от типа плиты, например, плавающий пол, тротуар, тротуар или фундамент из монолитной плиты. На это также влияют размеры плиты, тип бетона и используемые армирующие материалы.

В деформационных швах могут образоваться трещины из-за неправильной смеси или отверждения бетона.Эти условия вызывают усадку между компенсаторами и могут образовываться трещины.

1. Установка перед бетонным покрытием

Когда площадка подготовлена ​​для заливки бетона, и перед укладкой бетона выполняются компенсационные швы в плитах. Индивидуальный компенсатор создается за счет вставки гибкого материала, проходящего по длине стыка.

2. После бетонирования

После того, как бетон затвердел, используются подходящие инструменты для создания канавок в залитом бетоне для размещения шовных материалов.

Подробнее: Усадочные швы в бетоне — их расположение и конструкция

.

Расширяющиеся и усадочные соединения в бетонных конструкциях

Бетонная конструкция

Железобетон — важный строительный материал, он обладает прочностью, долговечностью и может принимать различные формы. Тщательный дизайн важен для обеспечения правильной работы конструкции. Железобетон должен быть спроектирован и изготовлен с учетом неизбежных движений, которые будут иметь место:

• Усадка — Первоначально быстрая, менее значительная по мере старения бетона.

• Ползучесть — явление, которое вызывает перераспределение напряжения от точек интенсивности.

• Тепловое движение — Расширение и сжатие конструкции при изменении температуры.

Конструкции спроектированы с компенсационными и усадочными швами в соответствующих местах, чтобы это движение могло происходить. Конструкция соединения важна для правильного функционирования всей конструкции.

Обычные шпоночные соединения

Дюбели используются для передачи сдвига по конструкции и деформационным швам в бетоне.Обычно они заливаются или просверливаются в бетоне. Один ряд коротких толстых дюбелей обеспечивает приемлемую передачу сдвига, но страдает от деформации. Это может привести к концентрации напряжений и последующему растрескиванию бетона.

Если дюбели используются в компенсационных и сужающих швах, половина длины стержня ослабляется, чтобы обеспечить возможность движения.

Трудности с обычными суставами

Смещенные дюбели ограничивают движение и могут привести к растрескиванию.

Шпунты с дюбелями
Штифты с дюбелями требуют либо просверливания опалубки для прохождения дюбелей, либо просверливания бетона для дюбелей, которые можно закрепить смолой с одной стороны.

Если дюбели используются в деформационных швах, дюбели должны быть точно выровнены в обоих направлениях, чтобы гарантировать, что движение действительно может иметь место, иначе может произойти растрескивание.

Одинарные дюбели не очень эффективны при использовании в швах шириной более 10 мм.

Шпоночные соединения допускают дифференциальное движение и могут привести к растрескиванию.

Шпоночные соединения.
Шпоночные соединения требуют сложной опалубки для создания гребня и паза.Если соединение сформировано неправильно, может иметь место дифференциальное движение. Нагрузка передается через локально уменьшенную часть соединения, что иногда может привести к растрескиванию.

Решение DSD для суставов

В большинстве случаев обычные соединения с дюбелями или шпонками могут быть заменены соединениями с соединителями DSD, работающими на сдвиг. Они более эффективны при передаче нагрузки и позволяют перемещаться, их легче исправить на месте и гораздо более экономически выгодно.Их можно использовать для деформационных швов в плитах перекрытий, подвесных плит, а также для замены двойных колонн и балок в деформационных швах конструкций. Применения в гражданском строительстве включают соединения в парапетах мостов, опоры мостов и конструкции мембранных стен.

Традиционные строительные соединения Ancon Engineered Solutions

Плита перекрытия — дюбель

Ancon DSD

Стена

Шпоночное соединение

Ancon DSD

Структурное подвижное соединение

Двойные колонны Ancon DSD

Соединение пола и стены

Поддержка CorbelAncon DSD

Онлайн CPD от Ancon

Поскольку мы все меняем свой подход к работе, Ancon расширил свои предложения технических услуг, включив вебинары «по запросу», позволяющие тем из вас, кто практикует социальное дистанцирование, работая дома или в офисе, быть в курсе вашего профессионального развития. .

В Анконе отмечается Международный день женщин-инженеров

Вторник, 23 июня 2020 года, — это всемирно отмечаемый Международный день женщин в инженерном деле (INWED). Ancon будет чествовать своих инженеров-женщин, познакомившись с некоторыми из них поближе и поделившись с вами своим опытом.

.

Управляющий шарнир в сравнении с разницей в компенсаторе

Контрольный стык в бетоне

Контрольные швы в бетоне выполняются через равные промежутки времени от слабой плоскости, так что трещины образуются на стыках, а не в нежелательных местах. Контрольные швы предусмотрены в бетонных покрытиях, плитах, стенах, перекрытиях, плотинах, облицовке каналов, мостах, подпорных стенах и т. Д.

При укладке бетона из-за усадки, ползучести и теплового движения бетон имеет тенденцию уменьшаться в размерах, из-за чего в нем образуются небольшие трещины в зоне ослабления.

Рис. 1: Трещины, образовавшиеся из-за усадки бетона.

Необходимость контрольного шва в бетоне

Бетон имеет тенденцию к усадке или уменьшению в размерах, когда начинает твердеть. Эта усадка бетона создает растягивающие напряжения в бетоне, которые приводят к появлению мелких трещин в слабой плоскости.

Рис. 2: Формирование вертикального усадочного шва.

Эти трещины ограничены и предотвращают образование больших трещин из-за наличия арматуры в бетоне.Но если это неармированный бетон, мелкие трещины имеют тенденцию перерастать в большие трещины с неравномерным интервалом. Чтобы предотвратить появление таких трещин, необходимо через соответствующие промежутки времени устанавливать контрольные соединения. Эти стыки также рекомендуется устанавливать в железобетоне.

Местоположение усадочного шва

Обычно эти соединения предварительно определены на чертежах, предоставленных дизайнером или архитектором. Если они не определены, они будут иметь регулярный узор или быть неотъемлемой частью архитектурных элементов.Контрольные швы образуют удобную точку, в которой бетонные работы можно остановить в конце дня. Контрольные стыки никогда не должны быть образованы посреди пролета.

Контрольный стык находится в месте наибольшей концентрации растягивающих напряжений, ожидаемых от усадки:

  • При резких изменениях поперечного сечения; и
  • В длинных стенах, плитах.

Деформационный шов в бетоне

Деформационные швы помещаются в бетон, чтобы предотвратить образование расширительных трещин из-за изменения температуры.Бетон подвергается расширению из-за высокой температуры на ограниченной границе, что приводит к трещинам. Деформационные швы предусмотрены в плитах, тротуарах, зданиях, мостах, тротуарах, железнодорожных путях, системах трубопроводов, кораблях и других конструкциях.

Рис 3: Поперечное сечение компенсатора

Необходимость деформационного шва в бетоне

Бетон не является эластичным материалом, поэтому он не сгибается и не растягивается без разрушения. Однако бетон при расширении и усадке движется, из-за чего элементы конструкции немного смещаются.

Для предотвращения вредных воздействий из-за движения бетона в бетонную конструкцию вводят несколько компенсаторов, включая фундамент, стены, компенсаторы крыши и тротуарную плитку.

Эти соединения необходимо тщательно проектировать, размещать и устанавливать. Если плита размещается непрерывно на поверхностях, превышающих одну грань, потребуется компенсационный шов для уменьшения напряжений. Бетонный герметик можно использовать для заполнения щелей от трещин.

Характеристики Деформационных швов

  1. Деформационные швы допускают тепловое сжатие и расширение, не создавая напряжений в элементах.
  2. Компенсатор разработан для безопасного поглощения расширения и сжатия некоторых строительных материалов, поглощения вибраций и допуска смещения грунта из-за землетрясений или оседания грунта.
  3. Деформационные швы обычно располагаются между участками мостов, тротуарной плиткой, железнодорожными путями и системами трубопроводов.
  4. Компенсаторы встроены, чтобы выдерживать нагрузки.
  5. Деформационный шов — это просто разрыв между сегментами из одного и того же материала.
  6. В конструкции из бетонных блоков компенсационные швы выражаются как контрольные швы.

Рис. 4: Деформационный шов в дорожной одежде

Типы компенсаторов

В зависимости от расположения стыка компенсаторы делятся на следующие типы:

  1. Мостовые компенсаторы
  2. Деформационные швы в каменной кладке
  3. Железнодорожные компенсаторы
  4. Трубные компенсаторы

В зависимости от типа материала, используемого при создании швов, компенсаторы подразделяются на следующие типы:

  1. Rubber компенсатор расширения
  2. ткани сустава
  3. Металл компенсаторы
  4. тороидальный компенсаторы
  5. Gimbal компенсатор
  6. Универсальный компенсатор
  7. Трубный компенсатор
  8. огнеупорную футеровку компенсаторы

Подробнее:

Типы соединений в бетонных конструкциях резервуаров для воды и их размеры

Типы соединений кирпичного раствора в кладке

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *